Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

смоленская зосимова пустынь

Энциклопедический словарь

СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ - СМОЛЕ́НСКАЯ ЗОСИ́МОВА ПУ́СТЫНЬ, мужская, в Александровском районе Владимирской области. Расположена в 25 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада на живописном холме близ речки Молохча, в местечке под названием Ульянова пустошь.

Основана схимонахом Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) Зосимой во второй половине 17 в. Существовала до 1710-х гг., затем возобновлялась с 1728 по 1764, когда в связи с секуляризацией (см. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ) церковных владений опять пришла в запустение.

На месте погребения схимонаха Зосимы была поставлена деревянная часовня (возобновлена в 1848 фабрикантом П. С. Зубовым). С 1855 по 1869 земля, на которой стояла часовня, принадлежала помещице лютеранского вероисповедaния Г. И. Неттель. В 1867-69 гг. часовня с луговой, пашенной и лесной землей передается во владение Троице-Сергиевой Лавре, монахи которой (иеромонах Прокопий) возобновляют пустынь. Потомки московского святителя митрополита Филиппа (см. ФИЛИПП (митрополит)) - Колычевы передают в возрожденную обитель семейную реликвию - древний образ Смоленской Божией Матери и два ковчежца с частями честного пояса Божией Матери и мощей великомученика Георгия. Тогда же, в конце 19 в., пустынь получила название Смоленской Зосимовой Александровского уезда Владимирской епархии.

В центре обители над местом погребения основателя пустыни Зосимы над каменным надгробием был поставлен соборный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Гробница подвижника располагалась рядом с правым клиросом главного храма, около чтимой иконы Смоленской Одигитрии (см. ОДИГИТРИЯ). В левом приделе Архангела Рафаила был погребен строитель пустыни архимандрит Павел (Глебов). С западной стороны за монастырской оградой находился колодец, вырытый еще старцем Зосимой, над которым была поставлена открытая часовня.

В 1898 в Смоленской Зосимовой пустыни принял монашеский постриг (см. пострижение (см. ПОСТРИЖЕНИЕ)) с именем Алексий протоиерей (см. ПРОТОИЕРЕЙ) Успенского собора Московского Кремля о. Федор Соловьев, ставший всероссийски известным старцем и духовником. В Смоленскую пустынь к старцу Алексию Зосимовскому приезжало множество людей, в том числе преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, схиигуменья Фамарь (Марджанова), члены московского религиозно-философского кружка М. А. Новоселова (см. НОВОСЕЛОВ Михаил Александрович): С. Н. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич), священник Павел Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), профессора, преподаватели и учащиеся Московской Духовной Академии, московский митрополит Макарий (Невский) и др. Старец Алексий был членом Всероссийского Поместного Собора, ему выпала честь вынуть жребий с именем патриарха Московского и всея Руси священномученика Тихона (см. ТИХОН) (Беллавина).

Архивные материалы по Смоленской Зосимовой пустыни хранятся в Российском государственном архиве древних актов в составе документов Троице-Сергиевой Лавры.

На 1908 в пустыни числилось: игумен (см. ИГУМЕН (настоятель)), 7 иеромонахов (см. ИЕРОМОНАХ), 4 иеродиакона, 5 монахов, 44 послушника (см. ПОСЛУШНИК).

После событий октября 1917 Смоленскую пустынь превратили в сельскохозяйственную трудовую артель. 8 мая 1923 александровские уездные власти закрыли обитель, и иноки перешли в другие монастыри.

В состав архитектурного ансамбля Смоленской Зосимовой пустыни входили следующие постройки: Смоленский собор (1894-1900), трапезный корпус с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский) (1893), в северной стене над Святыми вратами была построена надвратная церковь Всех Святых. Вся территория пустыни, благоустроенная посадками фруктовых деревьев и цветников, была обнесена невысокой кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями. Справа и слева от въезда в пустынь располагались двухэтажные здания братских келий. Вдоль западной стены в двухэтажной постройке помещались покои игумена. В южной части монастыря между трапезным храмом и собором стоял деревянный домик, построенный для схимонаха Алексия, где он жил и принимал исповедующихся до ухода в затвор. В середине восточной части ограды была возведена каменная стройная колокольня, с установленными в 1912 башенными часами. Вне монастырских стен напротив колокольни была построена двухэтажная гостиница для паломников.

В июле 1994 по благословению патриарха Алексия II и епископа Владимирского и Суздальского Евлогия святые останки схимонаха Алексия были перенесены из Сергиева Посада в Смоленскую Зосимову пустынь, где 26 июля патриарх Алексий совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме Александровскому и Владимирскому и панихиду по старцу иеросхимонаху Алексию. Гроб с останками старца был перенесен в соборный храм и поставлен в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Полезные сервисы